Книжная полка Сохранить
Средний
Большой
|  Цвет сайта:

Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах, по повелению его Императорского Величества Александра Первого, на корабле Неве, под начальством Флота Капитан-Лейтенанта, ныне Капитана 1-го ранга и кавалера Юрия Лисянского. Часть 2

Бесплатно
Основная коллекция
Артикул: 625595.01.99
Лисянский, Ю. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах, по повелению его Императорского Величества Александра Первого, на корабле Неве, под начальством Флота Капитан-Лейтенанта, ныне Капитана 1-го ранга и кавалера Юрия Лисянского. Ч. 2 [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург : Тип. Ф. Дрехслера, 1812. - 343 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/356001 (дата обращения: 28.03.2024)
Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов. Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в ридер.

П у т Е Ш Е С Т В I Е вокругъ СВЪТА

ВЪ 18оЗ. 4* 5. Й 18о6 ГОДАХ!,

ПО ПОВЁЛЬНХЮ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА А Л Е К С А Н Д Р А П Е Р 11А Г О, ■ ¹ , Й Л КОРАБЛВ
НЕВ®, подъ начальством¹!» Флота Капишанъ - Лейтенанта, иьитЬ Капитана 1-го ранга й кавалера
Ю г I я Ли с я н с к л г о.

САНКТПЕТЕРБуРГЪ,
ВЪ ТЙП0ГВЛФ1И в. Д J Е X С Л Ё S Л, 1 8 I 2;

Печатать позволяется

съ пгЪмъ, чтобы по напечатали сей книги' до выпуска оной изъ типографии представлены были въ Цензурный Комитешъ: одинъ экземп-ляръ оной для онаго Комитета, одинъ для Департамента Министра Народнаго ПросвЬщешя, два экземпляра для Императорской Публичной Библютеки и одинъ для Императорской Академии Наукъ. Санкшпешербургъ igi2 года, Февраля 13 дня.
   Цензор® Коллежскш Советник® и Кавалер® Гриеорш Яценков®.

ГЛАВА ПЕНАЛ

Плавайте корабля Невы отъ острова Кадьяка до залива Ситки.

Корабль Нева отправляется изъ гавани Св. Павла. — Прибьлше его въ заливъ Ситку; — Неприятель* ск!я дЪйспжя. — Взяпне крепости Сишкиадовъ.

Августа i$-ro числа въ самый полдень 1304 корабль Нева быль выбуксированъ изъ гавани Авг' Се.' Павла, а въ три часа пополудни всшупилъ j-, подъ паруса. При сняппи съ якоря вЪтръ дулъ свЬжхй бгаъ W. Войдя въ узкость между берега* ми осшрововъ Кадьяка и ЛЬснаго, мы было за-штилили; однакожъ вскорЪ пошомъ, опять полу* чили легкой вЪтпръ NW-й., при копхоромъ вышли
    Часть IL                   i

igo4 въ открытое море. МЪсшо, кошорымъ мы прошли. называется проходомъ СЬвернымъ и имЪ-етъ великое преимущество предъ Южнымъ; потому что онымъ проходишь можно при в-Ъш-рахъ ошъ NW до Z0, и почти однимъ курсомъ, а особливо имЪя гребныя суда въ готовности.
        Во время плавания нашего до залива Ситки ничего досшоприм-Ьчашельнаго не случилось; вЪшры большею часппю дули ошъ W, и корабль шелъ довольно скоро , къ чему способствовало также и Югозападное течете, которое действовало непрерывно.
19.   ' 19*го Еъ шесшь насовъ утра увидЪлй мы зе    млю на NJ- О. Но какъ горизоншъ былъ еще покрыть мрачностью , то разсмотрЬшь показавшейся намъ земли было не можно. По учиненными мною наблюдешямъ въ полдень находились мы иодъ 57°, 08' N. и 136⁰, 46' W. Въ cie время мысъ ЭгкомЪ ошсшоялъ ошъ насъ на 25 миль къ NO 72⁰, и видЪнъ былъ весьма явственно⁻ посему и надлежало заключать , что либо хронометры мои показывали 15-ю милями болЪе Къ W, или помянутый мысъ долженъ лежать подъ 136⁰ Западной долготы. Во весь сей день вЬгпръ былъ столь слабь, Ито корабль Нева не прежде могъ поровняться съ горою Эъко.иЪ, какъ въ Ю часовъ вечера. Обстоятельство cie

птЬмъ болЪе для меня было неприятно, что мы *8=4 „                                        ' Авг.
не могли подоиши къ судну, которое видЪли мы въ Южной сшоронЪ и счищали за корабль Оке-инъ.
    Въ продолжеши всей следующей ночи сто- 20. яла тихая погода, а въ g-ть часовъ утра по-дулъ свЪж!й Западный вЪшръ. Пользуясь онымъ и случившимся тогда приливомъ пришли мы къ устью гавани Крестовской, til остановились на 55 саженяхъ глубины, груншъ иль. Со всту-плешя нашего въ заливъ Ситкц до того времени , какъ мы стали на якорь, не видно было нигдЪ не только ни одного человЪка, но даже и НИмалЪйшаго знака, что бы въ мЪсшахъ сихь было какое либо жилище. Взорамъ нашимъ повсюду являлися л-Ъса, которыми всЬ берега покрыты. Сколько мнЬ ни случалось всшрЪчать необитаемыхъ мЬстъ, но оныя ни коимъ обра-зомъ дикосппю и пустотою своею съ сими сравнишься не могушъ. ОнЬ, какъ кажется, опредЬ* лены самою природою въ жилище не людямъ , НО дикимъ авЬрямъ. Чтожъ касается до самаго залива, то, кромЪ косы, лежащей къ Юговос-току она перваго примЬшнаго мыса по восточную сторону горы Эскома. и среднихъ ос-рхровковъ, почти вездЪ. лавировать можно, и даже, буде нужда того потребуешь ₅ не трудно

i8o4 сыскать якорное мЪспго. Судно, видЬнное нами Авг.
____.вчера, остановилось близь берега за вгаорымъ мысомъ отъ Эъкома. Лишь только бросили мы якорь, то пришла къ намъ небольшая лодка съ четырьмя челов-Ъками. Сперва приближались они съ великою осторожности, но прслЬ увидЪвъ, что я знаками приглашаю ихъ къ себЪ, тотчасъ пристали къ борту. МнЪ хошЪлось хотя одного человека заманишь на корабль, однакожъ никто сделать сего не осмЪлился. Я. далъ имъ нисколько мЪдныхъ пуговицъ въ намЪрещи завести съ ними знакомство; но они увидя двЪ большая лодки, вышедпия изъ за осшрововъ, шотчдсъ насъ оставили и удалились къ берегу. ОбЬ схи лодки были Кампанейская байдары, на которыхъ приЬхавгшй Шшурманъ Петро въ привезъ донесете, что принадлежат,1я Американской Крмпаши суда Александръ и Екатерина стоять здЬсь уже io-шь дней. Они пришли изъ Якцтата и дожидаются Г, Баранова съ парппею, отправившеюся для промыслу подъ принрыппемъ двухъ парусныхъ судовъ Ермака и Ростислава. Къ сожалЬнпо моему услышалъ я, что жители Сишкинск1е собрались въ одно мЬ-сгао и решились всЪми силами препятствовать Росстянамъ возобновить свои заселения; однакожъ я надЬялся, что дЬло cie обойдется безъ всяка-

го кровопролития. Около захождения солнца 1804
Авг.
прежняя лодка опять появилась , но только съ другими людьми, которые приглашали насъ къ себЬ; но я сказали ими, чтобы они приезжали въ гавань Крестовскую. Гости с!и вооружены были ргнесшр-Ъльнымъ оружгемъ, и просили меня променять ими нисколько ружей, давая за каждое пр два морскихъ бобра. Лйца унихъ изпещрены были красною и черною краскою; у одного огпъ рамаго лба до рта сдЬланъ черной круги на по-доб!е полумазки, борода же и прочая части вымазаны свЬшлою чернетью. Желая быть въ совершенной готовности къ отраженно всякаго незапнаго нападетя , я къ ночи, приказали половину нашихъ пушекъ зарядишь ядрами, а другую каршечами-.
     22.     ВЬтръ не позволяли кораблю войти въ 22. гавань поди парусами, а потому и надлежало нами тянуться въ оную на завозахъ ; но какъ глубина вездЪ была большая, то мы сего дня только могли достигнуть до якорнаго места где и бросили якори съ носу и съ кормы,
    25.     Пришло къ намъ судно, которое во чис- 25.
ла стояло у втораго мыса ошъ Эскома. Зшо былъ корабль Океинъ. Причина прибыгшя его въ ciio страну была ща, что онъ предполагали, будшобы Ситкинцы производяши съ нами боль-

б

’ 804 ШОЙ тОргъ бобрами, кошорыхъ мы здЬсь со-Авг.
____вс1мъ не видали,
26.     На другой день пришла къ Океину лодка, на которой находился молодой человЪкъ и два

довольно взрослыхъ мальчика, Я было приглашала, ихъ къ себЪ, но напрасно. Одинъ Кадьякской житель недавно бЬжавнпй изъ Сишкинскаго

плЬца, приЬхалъ къ нами съ корабля Александра и увЬдомилъ меня, что молодой человеку, находившейся на помянутой лодкЬ , долженъ быть , какъ ему кажется, сыну начальника Сигпкин
     скаг.о и нашего главнаго неприятеля; но какъ о,нъ и самъ не совершенно быль въ томъ увЬ-ренъ, то я послалъ его хорошенько высмошрЬть, а между пгЪмъ пригошовилъ вооруженный ялъ, Аишь только лодка оставила Океинъ , то муг не медленно за оною погнались, но тщетно. Трое молодыхъ помянутыхъ людей гребли съ такими

проворсшвомъ, что нашъ ялъ ни какъ не могъ ихъ догнать : они не токмо не оробели ошъ погони , но еще съ великою неустрашимо? синю отвЪшсшвовали на ружейную пальбу, про? изводимую по яихъ съ нашего яла. Въ самой день моего приезда быль я наобоихъ Компаней-скихъ судахъ, и. нашелъ на оныхъ большой не? досшатокъ. На каждомъ изъ нихъ находилось

по даЬ шестифуншовыхъ пущки и по два че?

тырехъгфуншовыхъкаршауна, не было однакожъ 1804 _                                           Авг.
ни пороха ни такелажу столько, чтобы могли исполнишь предпримите свое съ желаемым!, ус-пЪхомъ. Я удивился, какъ можно было отправить с!и два перевозныхъ бота (ибо судами назвать ихъ не льзя) , въ толь худомъ состояния прошиву народа, который, сдЬлавъ пресщупле-nje, упошребилъ всЪ зависящая ошъ него м!ры для своего защищешя и снабдили себя достаточными количесшвомъ огнестрЬльнаго оружия, И потому войдя въ хозяйственное разпоряже-те сихъ обоихъ судовъ, я приказали начальниками оныхъ требовать ошъ меня всего нужнаго.» а между тЪмъ прибавили на каждое изъ нихъ по двЪ пушки съ довольными количествомъ сна-рядовъ.
    По 31-е число мы не видали ни одного изъ, жителей, кромЪ пйхъ, кои находились на помянутой выше лодкЬ; но сего дня около полудни явилась большая лодка съ 12-ю челов-Ъками, изъ коихъ каждый были разкрашенъ и имЪли голову убранную пухомъ, ОбъЪхавъ мысъ гавани, они пробирались украдкою около берега. Поутру отправили мы за рыбою двЪ байдары. Боясь, чтобы дикге не овладели оными, я начали палишь по лодкЪ изъ пушекъ , однакожъ не льзя было нанесщь имъ никакого вреда, потому что

i8o< съ великою поспЪшноспйю миновали они про-Авг.                                       г
____ливъ, противу насъ находившейся. Въ cie самое время Капишанъ корабля Океина Ьздилъ на бар-касЬ своемъ за лЪсомъ, и на обрашнрмъ пуши былъ атакована, у берегу. Я тошчасъ послалъ свой барказъ въ погоню за дикими, но ихъ ошь> скать было не можно; ибо они успели перетащить лодку свою чрезъ ошмЪль въ другую не» большую губу, чего нашъ барказъ сдЪлашь быль не въ сосшояши. ПосдЪ сего я отправили тоже самое судно вмВстЬ съ катеромъ для податя помощи нащимъ рыболовамъ, есшьли бы Сит» кинцы вздумали на нихъ напасть, уже въ са» мые сумерки возвратились всЪ наши гребныя суда благополучно. Рыболовы, хотя поутру и видЪли неприятельскую лодку, но ща, которая проЪзжала мимо насъ, съ ними нигдЬ не всшрЬя шилась ; посему мы и заключили , что оная, изпугавшись нашей пушечной пальбы, решилась скорЪе убраться домой. Впрочемъ я не знаю, что думать должно о сегрднешней дерзрстц Ситкинцовъ. Ежели бы рни не имЪли въ виду никакихъ неприяшельскихъ намЬретй, те бы могли прямо подъехать къ нашему кораблю: напро-шивъ того поравнявшись съ нами они сд-Ълали нисколько ружейныхъ высшрЪловъ и пробили насквозь кашеръ, который мы тогда спускали